Из всех универсальных невстроенных типов самым полезным, по всей видимости, является ассоциативный массив. Его часто называют таблицей (map), а иногда словарем, и он хранит пары значений. Имея одно из значений, называемое ключом, можно получить доступ к другому, называемому просто значением. Ассоциативный массив можно представлять как массив, в котором индекс не обязан быть целым:
template<class K, class V> class Map { // ... public: V& operator[](const K&); // найти V, соответствующее K // и вернуть ссылку на него // ... };
Здесь ключ типа K обозначает значение типа V. Предполагается, что ключи можно сравнивать с помощью операций == и <, так что массив можно хранить в упорядоченном виде. Отметим, что класс Map отличается от типа assoc из §7.8 тем, что для него нужна операция "меньше чем", а не функция хэширования.
Приведем простую программу подсчета слов, в которой используются шаблон Map и тип String:
#include <String.h> #include <iostream.h> #include "Map.h"
int main() { Map<String,int> count; String word;
while (cin >> word) count[word]++;
for (Mapiter<String,int> p = count.first(); p; p++) cout << p.value() << '\t' << p.key() << '\n';
return 0; }
Мы используем тип String для того, чтобы не беспокоиться о выделении памяти и переполнении ее, о чем приходится помнить, используя тип char*. Итератор Mapiter нужен для выбора по порядку всех значений массива. Итерация в Mapiter задается как имитация работы с указателями. Если входной поток имеет вид
It was new. It was singular. It was simple. It must succeed.
программа выдаст
4 It 1 must 1 new. 1 simple. 1 singular. 1 succeed. 3 was.
Конечно, определить ассоциативный массив можно многими способами, а, имея определение Map и связанного с ним класса итератора, мы можем предложить много способов для их реализации. Здесь выбран тривиальный способ реализации. Используется линейный поиск, который не подходит для больших массивов. Естественно, рассчитанная на коммерческое применение реализация будет создаваться, исходя из требований быстрого поиска и компактности представления (см. упражнение 4 из §8.9).
Мы используем список с двойной связью Link:
В классе slist_base нет функций для просмотра списка, можно только вставлять и удалять элементы. Однако, в нем описывается как друг класс slist_base_iter, поэтому можно определить подходящий для списка итератор. Вот один из возможных, заданный в том стиле, какой был показан в §7.8:
class slist_base_iter { slink* ce; // текущий элемент slist_base* cs; // текущий список public: inline slist_base_iter(slist_base& s); inline slink* operator()() };
slist_base_iter::slist_base_iter(slist_base& s) { cs = &s; ce = cs->last; }
slink* slist_base_iter::operator()() // возвращает 0, когда итерация кончается { slink* ret = ce ? (ce=ce->next) : 0; if (ce == cs->last) ce = 0; return ret; }
Исходя из этих определений, легко получить итераторы для Slist и Islist. Сначала надо определить дружественные классы для итераторов по соответствующим контейнерным классам:
template<class T> class Islist_iter;
template<class T> class Islist { friend class Islist_iter<T>; // ... };
template<class T> class Slist_iter;
template<class T> class Slist { friend class Slist_iter<T>; // ... };
Обратите внимание, что имена итераторов появляются без определения их шаблонного класса. Это способ определения в условиях взаимной зависимости шаблонов типа.
Теперь можно определить сами итераторы:
template<class T> class Islist_iter : private slist_base_iter { public: Islist_iter(Islist<T>& s) : slist_base_iter(s) { }
T* operator()() { return (T*) slist_base_iter::operator()(); } };
template<class T> class Slist_iter : private slist_base_iter { public: Slist_iter(Slist<T>& s) : slist_base_iter(s) { } inline T* operator()(); };
T* Slist_iter::operator()() { return ((Tlink<T>*) slist_base_iter::operator()())->info; }
Заметьте, что мы опять использовали прием, когда из одного базового класса строится семейство производных классов (а именно, шаблонный класс). Мы используем наследование, чтобы выразить общность классов и избежать ненужного дублирования функций. Трудно переоценить стремление избежать дублирования функций при реализации таких простых и часто используемых классов как списки и итераторы. Пользоваться этими итераторами можно так:
В примере из предыдущего раздела объекты Comparator на самом деле никак не использовались в вычислениях. Это просто "искусственные" параметры, нужные для правильного контроля типов. Введение таких параметров достаточно общий и полезный прием, хотя и не слишком красивый. Однако, если объект используется только для передачи операции (как и было в нашем случае), т.е. в вызываемой функции не используется ни значение, ни адрес объекта, то можно вместо этого передавать операцию неявно:
template<class T> void sort(Vector<T>& v) { unsigned n = v.size();
for (int i=0; i<n-1; i++) for (int j=n-1; i<j; j--) if (Comparator<T>::lessthan(v[j],v[j-1])) { // меняем местами v[j] и v[j-1] T temp = v[j]; v[j] = v[j-1]; v[j-1] = temp; } }
В результате мы приходим к первоначальному варианту использования sort():
void f(Vector<int>& vi, Vector<String>& vc, Vector<int>& vi2, Vector<char*>& vs) {
sort(vi); // sort(Vector<int>&); sort(vc); // sort(Vector<String>&); sort(vi2); // sort(Vector<int>&); sort(vs); // sort(Vector<char*>&); }
Основное преимущество этого варианта, как и двух предыдущих, по сравнению с исходным вариантом в том, что часть программы, занятая собственно сортировкой, отделена от частей, в которых находятся такие операции, работающие с элементами, как, например lessthan. Необходимость подобного разделения растет с ростом программы, и особенный интерес это разделение представляет при проектировании библиотек. Здесь создатель библиотеки не может знать типы параметров шаблона, а пользователи не знают (или не хотят знать) специфику используемых в шаблоне алгоритмов. В частности, если бы в функции sort() использовался более сложный, оптимизированный и рассчитанный на коммерческое применение алгоритм, пользователь не очень бы стремился написать свою особую версию для типа char*, как это было сделано в §8.4.1. Хотя реализация класса Comparator для специального случая char* тривиальна и может использоваться и в других ситуациях.
Параметр шаблона типа не обязательно должен быть именем типа (см. §R.14.2). Помимо имен типов можно задавать строки, имена функций и выражения-константы. Иногда бывает нужно задать как параметр целое:
template<class T, int sz> class buffer { T v[sz]; // буфер объектов произвольного типа // ... };
void f() { buffer<char,128> buf1; buffer<complex,20> buf2; // ... }
Мы сделали sz параметром шаблона buffer, а не его объектов, и это означает, что размер буфера должен быть известен на стадии трансляции, чтобы его объекты было можно размещать, не используя свободную память. Благодаря этому свойству такие шаблоны как buffer полезны для реализации контейнерных классов, поскольку для последних первостепенным фактором, определяющим их эффективность, является возможность размещать их вне свободной памяти. Например, если в реализации класса string короткие строки размещаются в стеке, это дает существенный выигрыш для программы, поскольку в большинстве задач практически все строки очень короткие. Для реализации таких типов как раз и может пригодиться шаблон buffer.
Каждый параметр шаблона типа для функции должен влиять на тип функции, и это влияние выражается в том, что он участвует по крайней мере в одном из типов формальных параметров функций, создаваемых по шаблону. Это нужно для того, чтобы функции можно было выбирать и создавать, основываясь только на их параметрах:
template<class T> void f1(T); // нормально template<class T> void f2(T*); // нормально template<class T> T f3(int); // ошибка template<int i> void f4(int[][i]); // ошибка template<int i> void f5(int = i); // ошибка template<class T, class C> void f6(T); // ошибка template<class T> void f7(const T&, complex); // нормально template<class T> void f8(Vector< List<T> >); // нормально
Здесь все ошибки вызваны тем, что параметр-тип шаблона никак не влияет на формальные параметры функций.
Подобного ограничения нет в шаблонах типа для классов. Дело в том, что параметр для такого шаблона нужно указывать всякий раз, когда описывается объект шаблонного класса. С другой стороны, для шаблонных классов возникает вопрос: когда два созданных по шаблону типа можно считать одинаковыми? Два имени шаблонного класса обозначают один и тот же класс, если совпадают имена их шаблонов, а используемые в этих именах параметры имеют одинаковые значения (с учетом возможных определений typedef, вычисления выражений-констант и т.д.). Вернемся к шаблону buffer:
Можно не задавать функцию сравнения как часть типа Vector, а передавать ее как второй параметр функции sort(). Этот параметр является объектом класса, в котором определена реализация операции сравнения:
template<class T> void sort(Vector<T>& v, Comparator<T>& cmp) { unsigned n = v.size();
for (int i = 0; i<n-1; i++) for ( int j = n-1; i<j; j--) if (cmp.lessthan(v[j],v[j-1])) { // меняем местами v[j] и v[j-1] T temp = v[j]; v[j] = v[j-1]; v[j-1] = temp; } }
Этот вариант можно рассматривать как обобщение традиционного приема, когда операция сравнения передается как указатель на функцию.
Воспользоваться этим можно так:
void f(Vector<int>& vi, Vector<String>& vc, Vector<int>& vi2, Vector<char*>& vs) { Comparator<int> ci; Comparator<char*> cs; Comparator<String> cc;
sort(vi,ci); // sort(Vector<int>&); sort(vc,cc); // sort(Vector<String>&); sort(vi2,ci); // sort(Vector<int>&); sort(vs,cs); // sort(Vector<char*>&); }
Отметим, что включение в шаблон класса Comparator как параметра гарантирует, что функция lessthan будет реализовываться подстановкой. В частности, это полезно, если в шаблонной функции используется несколько функций, а не одна операция сравнения, и особенно это полезно, когда эти функции зависят от хранящихся в том же объекте данных.
В предыдущем разделе функция сравнения была "встроенной" в теле sort() (просто использовалась операция <). Возможно другое решение, когда ее предоставляет сам шаблонный класс Vector. Однако, такое решение имеет смысл только при условии, что для типов элементов возможно осмысленное понятие сравнения. Обычно в такой ситуации функцию sort() определяют только для векторов, на которых определена операция < :
template<class T> void sort(SortableVector<T>& v) { unsigned n = v.size();
for (int i=0; i<n-1; i++) for (int j=n-1; i<j; j--) if (v.lessthan(v[j],v[j-1])) { // меняем местами v[j] и v[j-1] T temp = v[j]; v[j] = v[j-1]; v[j-1] = temp; } }
Класс SortableVector (сортируемый вектор) можно определить так:
template<class T> class SortableVector : public Vector<T>, public Comparator<T> { public: SortableVector(int s) : Vector<T>(s) { } };
Чтобы это определение имело смысл еще надо определить шаблонный класс Comparator (сравниватель):
template<class T> class Comparator { public: inline static lessthan(T& a, T& b) // функция "меньше" { return strcmp(a,b)<0; } // ... };
Чтобы устранить тот эффект, что в нашем случае операция < дает не тот результат для типа char*, мы определим специальный вариант класса сравнивателя:
class Comparator<char*> { public: inline static lessthan(const char* a, const char* b) // функция "меньше" { return strcmp(a,b)<0; } // ... };
Описание специального варианта шаблонного класса для char* полностью подобно тому, как в предыдущем разделе мы определили специальный вариант шаблонной функции для этой же цели. Чтобы описание специального варианта шаблонного класса сработало, транслятор должен обнаружить его до использования. Иначе будет использоваться создаваемый по шаблону класс. Поскольку класс должен иметь в точности одно определение в программе, использовать и специальный вариант класса, и вариант, создаваемый по шаблону, будет ошибкой.
Поскольку у нас уже специальный вариант класса Comparator для char*, специальный вариант класса SortableVector для char* не нужен, и можем, наконец, попробовать сортировку:
Шаблон типа для класса задает способ построения отдельных классов, подобно тому, как описание класса задает способ построения его отдельных объектов. Можно определить стек, содержащий элементы произвольного типа:
template<class T> class stack { T* v; T* p; int sz;
public: stack(int s) { v = p = new T[sz=s]; } ~stack() { delete[] v; }
void push(T a) { *p++ = a; } T pop() { return *--p; }
int size() const { return p-v; } };
Для простоты не учитывался контроль динамических ошибок. Не считая этого, пример полный и вполне правдоподобный.
Префикс template<class T> указывает, что описывается шаблон типа с параметром T, обозначающим тип, и что это обозначение будет использоваться в последующем описании. После того, как идентификатор T указан в префиксе, его можно использовать как любое другое имя типа. Область видимости T продолжается до конца описания, начавшегося префиксом template<class T>. Отметим, что в префиксе T объявляется типом, и оно не обязано быть именем класса. Так, ниже в описании объекта sc тип T оказывается просто char.
Имя шаблонного класса, за которым следует тип, заключенный в угловые скобки <>, является именем класса (определяемым шаблоном типа), и его можно использовать как все имена класса. Например, ниже определяется объект sc класса stack<char>:
stack<char> sc(100); // стек символов
Если не считать особую форму записи имени, класс stack<char> полностью эквивалентен классу определенному так:
class stack_char { char* v; char* p; int sz; public: stack_char(int s) { v = p = new char[sz=s]; } ~stack_char() { delete[] v; }
void push(char a) { *p++ = a; } char pop() { return *--p; }
int size() const { return p-v; } };
Можно подумать, что шаблон типа - это хитрое макроопределение, подчиняющееся правилам именования, типов и областей видимости, принятым в С++. Это, конечно, упрощение, но это такое упрощение, которое помогает избежать больших недоразумений. В частности, применение шаблона типа не предполагает каких-либо средств динамической поддержки помимо тех, которые используются для обычных "ручных" классов. Не следует так же думать, что оно приводит к сокращению программы.
Обычно имеет смысл вначале отладить конкретный класс, такой, например, как stack_char, прежде, чем строить на его основе шаблон типа stack<T>. С другой стороны, для понимания шаблона типа полезно представить себе его действие на конкретном типе, например int или shape*, прежде, чем пытаться представить его во всей общности.
Имея определение шаблонного класса stack, можно следующим образом определять и использовать различные стеки:
Начнем с простейшего шаблона для sort():
template<class T> void sort(Vector<T>&);
void f(Vector<int>& vi, Vector<String>& vc, Vector<int>& vi2, Vector<char*>& vs) { sort(vi); // sort(Vector<int>& v); sort(vc); // sort(Vector<String>& v); sort(vi2); // sort(Vector<int>& v); sort(vs); // sort(Vector<char*>& v); }
Какая именно функция sort() будет вызываться определяется фактическим параметром. Программист дает определение шаблона типа для функции, а задача системы программирования обеспечить создание правильных вариантов функции по шаблону и вызов соответствующего варианта. Например, простой шаблон с алгоритмом пузырьковой сортировки можно определить так:
template<class T> void sort(Vector<T>& v) /* Сортировка элементов в порядке возрастания Используется сортировка по методу пузырька */ { unsigned n = v.size();
for (int i=0; i<n-1; i++) for (int j=n-1; i<j; j--) if (v[j] < v[j-1]) { // меняем местами v[j] и v[j-1] T temp = v[j]; v[j] = v[j-1]; v[j-1] = temp; } }
Советуем сравнить это определение с функцией сортировки с тем же алгоритмом из §4.6.9. Существенное отличие этого варианта в том, что вся необходимая информация передается в единственном параметре v. Поскольку тип сортируемых элементов известен (из типа фактического параметра, можно непосредственно сравнивать элементы, а не передавать указатель на производящую сравнение функцию. Кроме того, нет нужды возиться с операцией sizeof. Такое решение кажется более красивым и к тому же оно более эффективно, чем обычное. Все же оно сталкивается с трудностью. Для некоторых типов операция < не определена, а для других, например char*, ее определение противоречит тому, что требуется в приведенном определении шаблонной функции. (Действительно, нам нужно сравнивать не указатели на строки, а сами строки). В первом случае попытка создать вариант sort() для таких типов закончится неудачей (на что и следует надеяться) , а во втором появиться функция, производящая неожиданный результат.
Чтобы правильно сортировать вектор из элементов char* мы можем просто задать самостоятельно подходящее определение функции sort(Vector<char*>&):
void sort(Vector<char*>& v) { unsigned n = v.size();
for (int i=0; i<n-1; i++) for ( int j=n-1; i<j; j--) if (strcmp(v[j],v[j-1])<0) { // меняем местами v[j] и v[j-1] char* temp = v[j]; v[j] = v[j-1]; v[j-1] = temp; } }
Поскольку для векторов из указателей на строки пользователь дал свое особое определение функции sort(), оно и будет использоваться, а создавать для нее определение по шаблону с параметром типа Vector<char*>& не нужно. Возможность дать для особо важных или "необычных" типов свое определение шаблонной функции дает ценное качество гибкости в программировании и может быть важным средством доведения программы до оптимальных характеристик.
К параметрам шаблонной функции нельзя применять никаких преобразований типа. Вместо этого при необходимости создаются новые варианты функции:
template<class T> T sqrt(t);
void f(int i, double d, complex z) { complex z1 = sqrt(i); // sqrt(int) complex z2 = sqrt(d); // sqrt(double) complex z3 = sqrt(z); // sqrt(complex) // ... }
Здесь для всех трех типов параметров будет создаваться по шаблону своя функция sqrt. Если пользователь захочет чего-нибудь иного, например вызвать sqrt(double), задавая параметр int, нужно использовать явное преобразование типа:
template<class T> T sqrt(T);
void f(int i, double d, complex z) { complex z1 = sqrt(double(i)); // sqrt(double) complex z2 = sqrt(d); // sqrt(double) complex z3 = sqrt(z); // sqrt(complex) // ... }
В этом примере по шаблону будут создаваться определения только для sqrt(double) и sqrt(complex).
Шаблонная функция может перегружаться как простой, так и шаблонной функцией того же имени. Разрешение перегрузки как шаблонных, так и обычных функций с одинаковыми именами происходит за три шага:
Эти правила слишком строгие, и, по всей видимости будут ослаблены, чтобы разрешить преобразования ссылок и указателей, а, возможно, и другие стандартные преобразования. Как обычно, при таких преобразованиях будет действовать контроль однозначности.
Найти функцию с точным сопоставлением параметров (§R.13.2); если такая есть, вызвать ее.Найти шаблон типа, по которому можно создать вызываемую функцию с точным сопоставлением параметров; если такая есть, вызвать ее.Попробовать правила разрешения для обычных функций (§R13.2); если функция найдена по этим правилам, вызвать ее, иначе вызов является ошибкой.
В любом случае, если на первом шаге найдено более одной функции, вызов считается неоднозначным и является ошибкой. Например:
template<class T> T max(T a, T b) { return a>b?a:b; };
void f(int a, int b, char c, char d) { int m1 = max(a,b); // max(int,int) char m2 = max(c,d); // max(char,char) int m3 = max(a,c); // ошибка: невозможно // создать max(int,char) }
Реализация функций slist_base очевидна. Единственная трудность связана с обработкой ошибок. Например, что делать если пользователь с помощью функции get() пытается взять элемент из пустого списка. Подобные ситуации разбираются в функции обработки ошибок slist_handler(). Более развитый метод, рассчитанный на особые ситуации, будет обсуждаться в лекции 9.
Приведем полное описание класса slist_base:
class slist_base { slink* last; // last->next является началом списка public: void insert(slink* a); // добавить в начало списка void append(slink* a); // добавить в конец списка slink* get(); // удалить и возвратить // начало списка void clear() { last = 0; }
slist_base() { last = 0; } slist_base(slink* a) { last = a->next = a; }
friend class slist_base_iter; };
Чтобы упростить реализацию обеих функций insert и append, хранится указатель на последний элемент замкнутого списка:
void slist_base_insert(slink* a) // добавить в начало списка { if (last) a->next = last->next; else last = a; last->next = a; }
Заметьте, что last->next - первый элемент списка.
void slist_base::append(slink* a) // добавить в конец списка { if (last) { a->next = last->next; last = last->next = a; } else last = a->next = a; }
slist* slist_base::get() // удалить и возвратить начало списка { if (last == 0) slist_handler("нельзя взять из пустого списка"); slink* f = last->next; if (f== last) last = 0; else last->next = f->next; return f; }
Возможно более гибкое решение, когда slist_handler - указатель на функцию, а не сама функция. Тогда вызов
slist_handler("нельзя взять из пустого списка");
будет задаваться так
(*slist_handler)(" нельзя взять из пустого списка");
Как мы уже делали для функции new_handler (§3.2.6), полезно завести функцию, которая поможет пользователю создавать свои обработчики ошибок:
typedef void (*PFV)(const char*);
PFV set_slist_handler(PFV a) { PFV old = slist_handler; slist_handler = a; return old; }
PFV slist_handler = &default_slist_handler;
Особые ситуации, которые обсуждаются в лекции 9, не только дают альтернативный способ обработки ошибок, но и способ реализации slist_handler.
Использование шаблонных классов означает наличие шаблонных функций-членов. Помимо этого, можно определить глобальные шаблонные функции, т.е. шаблоны типа для функций, не являющихся членами класса. Шаблон типа для функций порождает семейство функций точно также, как шаблон типа для класса порождает семейство классов. Эту возможность мы обсудим на последовательности примеров, в которых приводятся варианты функции сортировки sort(). Каждый из вариантов в последующих разделах будет иллюстрировать общий метод.
Как обычно мы сосредоточимся на организации программы, а не на разработке ее алгоритма, поэтому использоваться будет тривиальный алгоритм. Все варианты шаблона типа для sort() нужны для того, чтобы показать возможности языка м полезные приемы программирования. Варианты не упорядочены в соответствии с тем, насколько они хороши. Кроме того, можно обсудить и традиционные варианты без шаблонов типа, в частности, передачу указателя на функцию, производящую сравнение.
На практике при разработке класса, служащего коллекцией объектов, часто приходится учитывать взаимоотношения использующихся в реализации классов, управление памятью и необходимость определить итератор по содержимому коллекции. Часто бывает так, что несколько родственных классов разрабатываются совместно (§12.2). В качестве примера мы предложим семейство классов, представляющих односвязные списки и шаблоны типа для них.
Мы уже видели, что сочетание производных классов (наследование) и шаблонов типа может быть мощным средством. Шаблон типа выражает общность между всеми типами, которые используются как его параметры, а базовый класс выражает общность между всеми представлениями (объектами) и называется интерфейсом. Здесь возможны некоторые простые недоразумения, которых надо избегать.
Два созданных по одному шаблону типа будут различны и между ними невозможно отношение наследования кроме единственного случая, когда у этих типов идентичны параметры шаблона. Например:
template<class T> class Vector { /* ... */ }
Vector<int> v1; Vector<short> v2; Vector<int> v3;
Здесь v1 и v3 одного типа, а v2 имеет совершенно другой тип. Из того факта, что short неявно преобразуется в int, не следует, что есть неявное преобразование Vector<short> в Vector<int>:
v2 = v3; // несоответствие типов
Но этого и следовало ожидать, поскольку нет встроенного преобразования int[] в short[].
Аналогичный пример:
class circle: public shape { /* ... */ };
Vector<circle*> v4; Vector<shape*> v5; Vector<circle*> v6;
Здесь v4 и v6 одного типа, а v5 имеет совершенно другой тип. Из того факта, что существует неявное преобразование circle в shape и circle* в shape*, не следует, что есть неявные преобразования Vector<circle*> в Vector<shape*> или Vector<circle*>* в Vector<shape*>* :
v5 = v6; // несоответствие типов
Дело в том, что в общем случае структура (представление) класса, созданного по шаблону типа, такова, что для нее не предполагаются отношения наследования. Так, созданный по шаблону класс может содержать объект типа, заданного в шаблоне как параметр, а не просто указатель на него. Кроме того, допущение подобных преобразований приводит к нарушению контроля типов:
void f(Vector<circle>* pc) { Vector<shape>* ps = pc; // ошибка: несоответствие типов (*ps)[2] = new square; // круглую ножку суем в квадратное // отверстие (память выделена для // square, а используется для circle }
На примерах шаблонов Islist, Tlink, Slist, Splist, Islist_iter, Slist_iter и SortableVector мы видели, что шаблоны типа дают удобное средство для создания целых семейств классов. Без шаблонов создание таких семейств только с помощью производных классов может быть утомительным занятием, а значит, ведущим к ошибкам. С другой стороны, если отказаться от производных классов и использовать только шаблоны, то появляется множество копий функций-членов шаблонных классов, множество копий описательной части шаблонных классов и во множестве повторяются функции, использующие шаблоны типа.
После "экскурса" в вопросы построения и использования списка с принудительной связью перейдем к построению списков без принудительной связи. Это значит, что элементы списка не обязаны содержать дополнительную информацию, помогающую в реализации списочного класса. Поскольку мы больше не можем рассчитывать, что объект в списке имеет поле связи, такую связь надо предусмотреть в реализации:
template<class T> struct Tlink : public slink { T info; Tlink(const T& a) : info(a) { } };
Класс Tlink<T> хранит копию объектов типа T помимо поля связи, которое идет от его базового класса slink. Отметим, что используется инициализатор в виде info(a), а не присваивание info=a. Это существенно для эффективности операции в случае типов, имеющих нетривиальные конструкторы копирования и операции присваивания (§7.11). Для таких типов (например, для String) определив конструктор как
Tlink(const T& a) { info = a; }
мы получим, что будет строиться стандартный объект String, а уже затем ему будет присваиваться значение.
Имея класс, определяющий связь, и класс Islist, получить определение списка без принудительной связи совсем просто:
template<class T> class Slist : private slist_base { public: void insert(const T& a) { slist_base::insert(new Tlink<T>(a)); } void append(const T& a) { slist_base::append(new Tlink<T>(a)); } T get(); // ... };
template<class T> T Slist<T>::get() { Tlink<T>* lnk = (Tlink<T>*) slist_base::get(); T i = lnk->info; delete lnk; return i; }
Работать со списком Slist так же просто, как и со списком Ilist. Различие в том, что можно включать в Slist объект, класс которого не является производным от slink, а также можно включать один объект в два списка:
void f(int i) { Slist<int> lst1; Slist<int> lst2;
lst1.insert(i); lst2.insert(i); // ...
int i1 = lst1.get(); int i2 = lst2.get(); // ... }
Однако, список с принудительной связью, например Islist, позволял создавать существенно более эффективную программу и давал более компактное представление. Действительно, при каждом включении объекта в список Slist нужно разместить объект Tlink, а при каждом удалении объекта из Slist нужно удалить объект Tlink, причем каждый раз копируется объект типа T. Когда возникает такая проблема дополнительных расходов, могут помочь два приема. Во-первых, Tlink является прямым кандидатом для размещения с помощью практически оптимальной функции размещения специального назначения (см. §5.5.6). Тогда дополнительные расходы при выполнении программы сократятся до обычно приемлемого уровня. Во-вторых, полезным оказывается такой прием, когда объекты хранятся в "первичном" списке, имеющим принудительную связь, а списки без принудительной связи используются только, когда требуется включение объекта в несколько списков:
Вначале определим простой список, в котором предполагается, что в каждом заносимом в список объекте есть поле связи. Потом этот список будет использоваться как строительный материал для создания более общих списков, в которых объект не обязан иметь поле связи. Сперва в описаниях классов будет приведена только общая часть, а реализация будет дана в следующем разделе. Это делается за тем, чтобы вопросы проектирования классов не затемнялись деталями их реализации.
Начнем с типа slink, определяющего поле связи в односвязном списке:
struct slink { slink* next; slink() { next = 0; } slink(slink* p) { next = p; } };
Теперь можно определить класс, который может содержать объекты любого, производного от slink, класса:
class slist_base { // ... public: int insert(slink*); // добавить в начало списка int append(slink*); // добавить к концу списка slink* get(); // удалить и возвратить начало списка // ... };
Такой класс можно назвать списком с принудительной связью, поскольку его можно использовать только в том случае, когда все элементы имеют поле slink, которое используется как указатель на slist_base. Само имя slist_base (базовый односвязный список) говорит, что этот класс будет использоваться как базовый для односвязных списочных классов. Как обычно, при разработке семейства родственных классов возникает вопрос, как выбирать имена для различных членов семейства. Поскольку имена классов не могут перегружаться, как это делается для имен функций, для обуздания размножения имен перегрузка нам не поможет.
Класс slist_base можно использовать так:
void f() { slist_base slb; slb.insert(new slink); // ... slink* p = slb.get(); // ... delete p; }
Но поскольку структура slink не может содержать никакой информации помимо связи, этот пример не слишком интересен. Чтобы воспользоваться slist_base, надо определить полезный, производный от slink, класс. Например, в трансляторе используются узлы дерева программы name (имя), которые приходится связывать в список:
class name : public slink { // ... };
Возможны ситуации, когда неявность связи между шаблонной функцией sort() и шаблонным классом Comparator создает трудности. Неявную связь легко упустить из виду и в то же время разобраться в ней может быть непросто. Кроме того, поскольку эта связь "встроена" в функцию sort(), невозможно использовать эту функцию для сортировки векторов одного типа, если операция сравнения рассчитана на другой тип (см. упражнение 3 в §8.9). Поместив функцию sort() в класс, мы можем явно задавать связь с классом Comparator:
template<class T, class Comp> class Sort { public: static void sort(Vector<T>&); };
Не хочется повторять тип элемента, и это можно не делать, если использовать typedef в шаблоне Comparator:
template<class T> class Comparator { public: typedef T T; // определение Comparator<T>::T static int lessthan(T& a, T& b) { return a < b; } // ... };
В специальном варианте для указателей на строки это определение выглядит так:
class Comparator<char*> { public: typedef char* T; static int lessthan(T a, T b) { return strcmp(a,b) < 0; } // ... };
После этих изменений можно убрать параметр, задающий тип элемента, из класса Sort:
template<class T, class Comp> class Sort { public: static void sort(Vector<T>&); };
Теперь можно использовать сортировку так:
void f(Vector<int>& vi, Vector<String>& vc, Vector<int>& vi2, Vector<char*>& vs) { Sort< int,Comparator<int> >::sort(vi); Sort< String,Comparator<String> >:sort(vc); Sort< int,Comparator<int> >::sort(vi2); Sort< char*,Comparator<char*> >::sort(vs); }
и определить функцию sort() следующим образом:
template<class T, class Comp> void Sort<T,Comp>::sort(Vector<T>& v) { for (int i=0; i<n-1; i++) for (int j=n-1; i<j; j--) if (Comp::lessthan(v[j],v[j-1])) { T temp = v[j]; v[j] = v[j-1]; v[j-1] = temp; } }
Последний вариант ярко демонстрирует как можно соединять в одну программу отдельные ее части. Этот пример можно еще больше упростить, если использовать класс сравнителя (Comp) в качестве единственного параметра шаблона. В этом случае в определениях класса Sort и функции Sort::sort() тип элемента будет обозначаться как Comp::T.
В контейнерных классах часто приходится выделять память. Иногда бывает необходимо (или просто удобно) дать пользователю возможность выбирать из нескольких вариантов выделения памяти, а также позволить ему задавать свой вариант. Это можно сделать несколькими способами. Один из способов состоит в том, что определяется шаблон типа для создания нового класса, в интерфейс которого входит описание соответствующего контейнера и класса, производящего выделение памяти по способу, описанному в §6.7.2:
template<class T, class A> class Controlled_container : public Container<T>, private A { // ... void some_function() { // ... T* p = new(A::operator new(sizeof(T))) T; // ... } // ... };
Шаблон типа здесь необходим, поскольку мы создаем контейнерный класс. Наследование от Container<T> нужно, чтобы класс Controlled_container можно было использовать как контейнерный класс. Шаблон типа с параметром A позволит нам использовать различные функции размещения:
class Shared : public Arena { /* ... */ }; class Fast_allocator { /* ... */ };
Controlled_container<Process_descriptor,Shared> ptbl;
Controlled_container<Node,Fast_allocator> tree;
Controlled_container<Personell_record,Persistent> payroll;
Это универсальный способ предоставлять производным классам содержательную информацию о реализации. Его положительными качествами являются систематичность и возможность использовать функции-подстановки. Для этого способа характерны необычно длинные имена. Впрочем, как обычно, typedef позволяет задать синонимы для слишком длинных имен типов:
typedef Controlled_container<Personell_record,Persistent> pp_record;
pp_record payroll;
Обычно шаблон типа для создания такого класса как pp_record используют только в том случае, когда добавляемая информация по реализации достаточно существенна, чтобы не вносить ее в производный класс ручным программированием. Примером такого шаблона может быть общий (возможно, для некоторых библиотек стандартный) шаблонный класс Comparator (§8.4.2), а также нетривиальные (возможно, стандартные для некоторых библиотек) классы Allocator (классы для выделения памяти). Отметим, что построение производных классов в таких примерах идет по "основному проспекту", который определяет интерфейс с пользователем (в нашем примере это Container). Но есть и "боковые улицы", задающие детали реализации.